|
КАК
ВЕСЕЛО ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА
(О книге Виктора Кротова "Волшебный Возок")
Странные
бывают совпадения. Когда мне было двадцать шесть лет, я написал
первый вариант своей книги "Охота за мыслью". Написана
она было в форме волшебной сказки. Некий юный герой путешествовал
по Стране Памяти, по Королевству Эмоций, спускался в Катакомбы
Подсознания, поднимался в мозговой Рай, низвергался в Ад,
встречал на своём пути много диковинных существ, имел дело
с чертями, с вампирами и с самим дьяволом, даже, казалось
с Богом…
Этот
вариант был забракован. Редактор уничтожающе раскритиковал
сказку. Я жутко расстроился и сжёг рукопись. Я ещё не знал,
что рукописи не горят.
И вот
прошло… не будем подсчитывать, сколько лет. Вдруг я встречаю
человека, который написал сказку, не получившуюся у меня.
Написал так, как она должна была быть написана.
"Волшебный
Возок" - книга о душе. Я хотел сперва написать "книга
о психике", но пресекся, и правильно, ибо книга эта,
хотя и ведет речь о том, что положено изучать психологии -
о внутреннем мире человека, - на самом деле выходит за пределы
науки.
Это -
математически точная (автор - математик) художественная книга
именно о душе. О вселенной внутри человека. Её могут читать
и дети, и взрослые. И не только читать.
С первых
же строчек этого удивительно живого повествования, в котором
каждая сценка и персонаж зримы и почти осязаемы, как в мультфильме,
- его неудержимо хочется разыгрывать в лицах, играть, да,
играть в эту книжку, играть по ней, как мы все в свое время
играли в мушкетеров, в Тимура и его команду, в пиратов и в
благородных разбойников… А на самом-то деле речь идет о бесплотных
сущностях, об отвлеченных понятиях. О психологических закономерностях,
о философских и нравственных категориях…
Поразительное
дарование автора позволило ему весь этот огромный сверхсложный
мир воссоздать в именах, почерпнутых из обыденного языка,
и воплотить в лицах. В живых, милых, страшных, загадочных
и смешных персонажах, легко узнаваемых каждым, кто прожил
на свете хотя бы годика два. Вот с этого возраста и можно,
и нужно учить практической психологии. А вместе с ней - этике
и религиозному отношению к жизни.
Что это
за отношение?
Самое
простое и естественное. Благодарное. Не только за то, что
тебе самому жить хорошо, или не так плохо, как быть могло
бы. Благодарное ещё и за то, что живут на свете другие существа,
жили раньше и будут жить после тебя. Благодарное не только
за радости и удовольствия, но и за страдание, позволяющее
понять, что такое счастье. Благодарное за возможность мыслить.
За всё.
…Мальчик по имени Вагик (немного странное имя, напоминающее,
может быть, о родстве героя и автора) отправляется из своей
родной деревни Привыкино в путешествие. Едет он на Волшебном
Возке, только не нём можно добраться туда, куда безуспешно
пытаются добираться психоаналитики и прочие патологоанатомы
человеческих душ. В глубину души. И ещё глубже… Называется
это Источником.
По дороге
развертываются захватывающие приключения. У Вагика много добрых
друзей, провожатых и покровителей. Есть и враги, строящие
ловушки, сбивающие с пути. И те, и другие живут в нём самом.
Читатель, и взрослый, и маленький, легко узнает их в себе:
Змей Гордыныч, Сознатель, Рассундук, Злёнок…
Ещё совпадение.
Жил-был когда-то талантливый математик Доджсон, он же Льюис
Кэрролл. Дружил с маленькой девочкой. Играл с ней, учил её.
Девочке нравились сказки, небылицы и глупости, но не всякие,
а такие, от которых мозги набекрень, над которыми думать можно
и хохотать. И написал, играючи, сказку про то, во что с девочкой
играл, и получилась "Алиса в стране чудес".
Виктор
Кротов, тоже математик, ещё раз заметим, - тоже разыгрывал
свою книгу с детьми, их можно считать соавторами. И получился
поход к Источнику. Там, в окрестностях, кстати, они встретились
и с Алисой, там оказалось много и новых, и старых знакомых:
Маленький Мук, Робинзон Крузо…
Душа
- мир открытый, в котором встречаются и живут все те, кого
мы любим и кого воображаем себе. Жители Книжного Княжества
столь же реальны для нас, как и живые люди, а по влиянию,
пожалуй, сильнее.
У Виктора
Кротова, как и у Кэрролла, есть волшебный ключ, отпирающий
двери в Страну Чудес. Творческая игра языка и воображения,
магическая игра, в которой дети всегда чувствуют себя как
в родной стихии (язык ими и создан) - а взрослые, хоть чуть-чуть
отпустив себя, снова оказываются существами свободными и счастливыми.
И - начинают осознавать себя: через собственные вопросы к
себе же. Кто, например, я - Лепильщик или Ломальщик?.. В отношении
к людям, к своим детям? К себе?..
Вот, наконец, пособие по воспитанию хороших людей - и добрых,
и сильных. Вот веселый учебник самопознания, в него можно
влюбиться, в нём можно жить. Жаль, что не было ещё этой книги,
когда я был маленьким, что мои родители не играли в неё со
мной. Но, может быть, ещё не всё потеряно?..
Владимир
Леви, психолог, писатель
----------
Книга
написана живым, легким и увлекательным языком, понятным ребенку,
но вместе с тем имеет глубокий философский подтекст. Возок
- это внутренний мир человека со всеми его чувствами и эмоциями.
Здесь постоянно встает проблема выбора - между желанием избежать
трудностей и верностью избранному пути, между тем, что хочется,
и тем, что нужно делать, между твердостью и малодушием. Перед
Вагиком лежит сверкающий путь, идя по которому, он учится
разбираться в окружающем мире и "оглядываться внутри
себя".
Александр
Попов, журналист
----------
Искренне
верю, что в хороших детских книгах света и мудрости на порядок
больше, чем в любых мудрых талмудах.
Начать
хочу с малоизвестной, недавно написанной, и наверное, лучшей
книги о душевной жизни, которая мне встречалась. Виктор Кротов,
"Волшебный возок".
Отправляется
в Волшебное Путешествие мальчик Вагик, а рядом с ним едет
Волшебный Возок, который тянет трудолюбивая лошадка Воленс.
Из Возка выскакивает то Злёнок с маленькими рожками, то Хочунчики
на Могунчиках, то Удивина на с длинным носом, то надоедливый
Рассундук. Заманивает на липучую лужайку Кайфуха, освещает
дорогу Сознатель и приходят на помощь Верхние Жители - Интуи,
Любавушка, Дружата... А дорога идет мимо деревни Лепильщиков
и Ломальщиков Жизни, и Книжных Княжеств, и Озера Тайны, и
много, много чего.
Вагик
идет по своему пути, а иногда самовольно сворачивает, и случаются
тогда разные Жизнетрясения, и в конце концов прибывает по
назначению. Гхм. Еще рекомендации нужны?
Да, из
этой книги - одна из моих любимых мыслей. "Ну и пусть
будет загадочно. Вовсе не обязательно ведь, чтобы всегда было
разгадочно".
Тики,
из интернет-форума
----------
Три книги,
которые я прочитала - это "Возок", "Игнатий"
и "Пятнашка".
Вот именно,
что они разные, поэтому трудно сказать какая понравилась больше
- каждая по-своему. Но "Возок" всё-таки показался
наиболее важным.
Почему?
К сожалению,
не часто можно встретить человека, владеющего рефлексией.
Люди склонны больше обращать внимание на внешнее поведение,
чем на внутренний мир, на поступки, чем на их причины. И уж
совсем редко детей учат обращать внимание на свои чувства
и эмоции. А ведь это очень важно - научиться понимать самого
себя, не бояться заглянуть себе внутрь. "Возок"
помогает в этом (причем очень аккуратно, что тоже важно, ведь
ещё можно залезть в душу, наследить там и уйти). Мне, во всяком
случае, помог. Надеюсь поможет и другим взрослым и детям,
которые будут его читать.
Кроме
того, ребенку, прочитавшему "Возок", иногда, вместо
того, чтобы делать замечание, можно просто сказать пару фраз
на языке этой книги - очень удобно.
Например,
у меня в воскресной школе был такой случай. Мы читали отрывок
из Библии вслух по очереди по одному стиху. И один мальчик
стал говорить про другого что-то вроде:
- Фу,
как он плохо читает. Я читаю гораздо лучше и быстрее...
Тогда
я говорю:
- Слушай,
ты не чувствуешь, никто не хлопает тебя по плечу?
- Нет.
- Странно,
а мне кажется, что это твой Змей Гордыныч так раздулся от
важности.
Больше
я от него такого не слышала.
Наталья
Приходько
----------
Из Ваших
книг мне больше всего понравилась книга про волшебный возок.
Бабушка рассказала, что дом, в котором жил мальчик, это дом
Вашего дедушки. А книга мне понравилась тем, что её можно
читать в любом возрасте. Для маленьких - это книжка с приключениями.
А для тех, кто постарше, в ней видно, что это путешествие
человека по самому себе. Ведь можно сесть за компьютер так,
что уже не встанешь, лечь на солому и не вставать от лени.
А тем временем твой Сознатель тебя уговаривает встать и заняться
делом. И про дерево мне понравилось, и про Теня.
Аня
Кузнецова, 11 лет
----------
Я даже
не знаю с чего начать. Столько мыслей... Вашу книгу "Волшебный
возок" я прочитал ещё когда она вышла в 90-е годы. В
то время она очень сильно повлияла на моё детское сознание.
Сейчас я уже не ребенок и про книгу забыл... до сегодняшнего
дня. Сегодня случай возвратил меня к памяти о моей самой любимой
книге детства. Я подумал, что книга уже давно не издаётся
и шансов найти её и её автора у меня нет. Хорошо, что я ошибался!
В то время я и не знал о существовании компьютера и интернета,
я даже не осознавал, что книга кем-то была написана (для меня
это было второй реальностью), но сейчас я хочу сказать Вам
спасибо за один из ярких моментов детства.
Кирилл
Астрахан
----------
Одна
из самых первых сказок-крошек, с которой я познакомился, была
про Кругодыров. Тогда я подумал, что тот, кто это написал,
должно быть, философ. Позже, мне в руки попал сборник "Добрая
борода" - я прочитал его, и у меня возникли подозрения,
что автор, помимо того, что он философ, ещё и математик.
Я заинтересовался
книгами этого автора. Честно сказать, найти их было трудно.
Но вот мне всё-таки попался "Волшебный возок". Я
начал, вместе с Вагиком, путешествие в свой внутренний мир.
Было интересно, иногда весело, иногда грустно, иногда стыдно,
иногда скучно, но очень красочно! В общем, как в настоящей
жизни.
К философу
и математику я прибавил ещё психолога. Плюс к тому Вы христианин.
Да?
Мне очень
нравится то, что Вы так аккуратно, точно, сжато, полно и доступно
умеете формулировать то, что Вы хотите передать читателю,
вот бы мне так научиться, но не в письме только, а и в слове
и в деле, было бы классно. Я учусь. Трудно, но интересно.
Книги
Ваши у нас в университете прошли "на ура". Вы молодец!
Мне, например, Ваши книги помогли в переоценке моего понимания
роли Бога в жизни человека и роли человека в жизни Бога, действий
человека в этом мире и др. На то же самое меня наталкивали,
и до сих пор наталкивают платоновский Сократ, Упанишады Бхагават-Гита
и пр.
Михаил
Литвинов, Донецк
----------
Вчера
закончили читать "Волшебный возок".
Преднамеренно
читали медленно, потому что, как мне кажется, "Волшебный
возок" читать быстро нельзя. Огромное Вам спасибо и от
меня, и от Мити. Я думаю, он даже немного изменился после
прочтения Вашей книги.
Ольга
Мамонтова
----------
Хочу
сказать, что мне очень понравилась ваша книга "Волшебный
возок". Просто здорово, что есть такая сказка, написанная
русским верующим человеком. Я её читала с огромным удовольствием
и радостью. Даже моя дочь, которой тогда было 14, прочитала
её на одном дыхании. Из сказочных персонажей ей Рассундук
очень понравился, а мне - Восхитоша и Великий Воо.
Потом я её еще многим своим друзьям давала почитать. Даже
сейчас её ещё читает одна семья. Мне кажется, её даже неверующие
будут читать с интересом. Слава Богу, что такая детская литература
появляется.
Единственное,
что мне не очень в сказке понравилось, - имя главного героя.
Ну, это, может быть, такое моё личное впечатление, потому
что я, вообще, ко всяким названиям с пристрастием отношусь.
Но всё равно - просто замечательнейшая сказка!
Лада
Скороходова, Рыбинск
----------
Для меня
был настоящим откровением "Волшебный возок" Виктора
Кротова (уж не знаю, православный ли он или нет). Причём там,
в самом конце, мне довелось встретиться с ТАКОЙ глубины духовным
опытом, что... слов нет - только думать и думать...
Олег
Герасимов, из интернет-форума
----------
После
моего обращения к Богу я начала читать детские книги. Как
сказал Льюис: "Стала достаточно взрослой, чтобы опять
читать сказки" (цитата по памяти). Они помогли мне не
меньше чем Библия и книги по психологии.
Сказка-фэнтези
"Волшебный возок" из лечащих, обучающих душу вещей.
Знаете, бывает, если не прожил детство, особенно если это
очень раннее детство (я имею в виду жизнь настоящих чувств),
то как ни питай мозги знаниями и "духовностью",
любить не получается. Нужен поворот назад в детство. А память
не даёт этого сделать из-за большой давности событий или очень
сильной боли. "Волшебный возок" называет чувства
так, что если не понимаешь, что чувствуешь, становится понятно.
Понятно не умом, а душой. Такая "волшебновозковая"
терапия.
Я знаю
что менторскую, раздавливающую беседу с ребёнком лучше заменить
сказкой с приключениями, в которой герои переживают подобные
сказочные события. "Волшебный возок" нравится моей
дочке Лиле. Она говорит: "Те, кто живёт в Возке, помогли
мальчику победить искушения…".
Оксана
Любкина, Одесса
----------
Спасибо
за книжку про Волшебный Возок!
Интересно
даже мне!
Классно!
Мне помогает
сложные вещи сделать понятнее. Как Эмиль понимает - не знаю,
но задумывается. Я иногда комментирую ему - интерпретирую,
чтоб он не только как приключение понимал.
Читательница
----------
Своеобразное
представление о характере, сути чудесного присутствует в познавательной
сказке Виктора Кротова "Волшебный возок". В ходе
заманчиво-опасного путешествия на чудном возке маленький Вагик
учится мудрости, сдержанности, общению. Волшебную повозку-домик,
устремляемую вперед лошадкой с говорящей кличкой Воленс, населяют
фантастические персонажи: Сознатель, Интуи, Великий Boo.
Сколь
прихотливо устройство возка, столь же причудлив внутренний
мир души героя, который он осваивает как неизведанную, магически-таинственную
страну: в глубинах собственного "Я". Вагика происходят
главные чудеса, ибо волшебный мир души ребенка полон фантазии,
удивления, любопытства.
Из
интернет-обзора "Сказки нового века", Томск
----------
Просто
удивительно как некоторые книги "умудряются" нравиться
всей семье! Детям всех возрастов! "Волшебный Возок"
мы прочитали сначала с мужем, потом с ребенком, потом с бабушкой
и племянниками, потом с друзьями. Это книга по впечатлению
от неё, на мой взгляд, стоит наряду с "Волшебником изумрудного
города", только она написана для современных детей. Она
и увлекает, и обучает, и воспитывает, и развивает. Она даёт
пищу и уму и сердцу. Читая с ребенком эту книгу, вы будете
находить и для себя открытия, осознания, пищу для размышлений.
Сохина
Лариса, Тольятти
|